117296 Москва, Ленинский проспект, 64-А
тел. 7 - [095] - 930-56-48
e-mail: (с пометкой «Квант»).

_______Указатели
     Внимание! Публикации из "Кванта" по большей части представлены в виде PDF-файлов. Их можно читать только после того, как они полностью окажутся на Вашем диске, и только с помощью бесплатной программы Adobe Acrobat Reader 3.0. Выигрыш же в том, что при просмотре и распечатке Вы имеете дело с точной копией журнальных страниц. Это - обычный подход при распространении в Сети статей, богатых рисунками и сложными формулами.
     Просим учесть, что на PDF-файлы распространяется авторское право журнала "Квант" и их использование или распространение в коммерческих целях возможно лишь с разрешения редакции.
     Часть материалов "Квант" размещает в сетевом журнале "Курьер образования". Мы договорились с редакцией этого журнала, что для удобства читателей будем приводить объединенные списки.

К публикации указателя "«Квант» за 30 лет" [ HTML - 300K ] [ PDF - 800K ]

Ясно, что очень многим старые номера недоступны, и этот указатель их не заменит, а лишь раздразнит аппетит. В обозримом будущем полная электронная ретроспектива "Кванта" маловероятна, однако редакция журнала совместно с VIVOS VOCO! даёт вам шанс...

Выберите не более 25-ти особенно заинтересовавших вас отдельных материалов, поместите их номера столбиком в электронное письмо и пошлите его по адресу (никакого сопроводительного текста, порядок номеров безразличен, в графе Subject - два слова: QUANTUM PROJECT). С одного адреса можно отправлять не более одного письма в квартал. Наиболее часто востребованные материалы в виде PDF-файлов будут опубликованы в нашем выпуске.

 


1998 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
1999 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
2000 [1] [2] [3] [4] [5] [6]
Приложения

2000

№ 1, 2000 г.

А. Буздин, А. Варламов, "Страсти по сверхпроводимости в конце тысячелетия" [PDF 424K]

Открыт новый класс сверхпроводников, электрическое сопротивление которых обращается в ноль при температурах всего на 20 градусов ниже температуры воздуха, зарегистрированной в Антарктиде. По своему практическому значению это открытие сравнивают с обнаружением электромагнитной индукции или деления урана, с созданием лазера и полупроводников… Экономика пока вносит коррективы, однако сегодня мы твердо знаем, что недавно немыслимые технические и научные проекты стали реально достижимыми.

Ю. Грац, "Топологическое самодействие" [PDF 285K]

В этой статье на достаточно простом примере рассмотрен вопрос, каким образом глобальная структура пространства, т.е. структура пространства в целом, может отражаться на локальных величинах, которые измеряются в данной точке в данный момент.

Из истории науки - А. Васильев, "Эрнст Аббе и «Карл Цейсс, Иена»" [PDF 250K]

Имя немецкого ученого Эрнста Аббе известно любому оптику независимо от того, в какой конкретной области естествознания он работает и в какой стране живет. Благодаря Аббе и блестящему инженеру Карлу Цейсу инструментальная оптика еще в прошлом веке практически вышла на сегодняшний уровень.

Физический факультатив - А. Черноуцан, "Внутренняя энергия идеального газа" [PDF 300K]

Экспериментальное подтверждение закона Джоуля имело исключительное значение – оно служило одновременно проверкой и уравнения состояния идеального газа (незадолго до этого установленного Клапейроном), и самого второго закона термодинамики.

Практикум абитуриента - В. Плис, А. Овчинников, "Движение по окружности" [PDF 335K]

Умение описывать движение по окружности может существенно помочь при анализе движений по еще более сложным траекториям: винтовой линии или циклоиде.

Школа в "Кванте" - А. Стасенко [PDF 340К]

"Как студент огород поливал..." (9 кл.)

Теоретический анализ орошения территории с помощью разбрызгивателя в виде сегнерова колеса

"Сколько пузырьков в шампанском?" (10-11 кл)

Известно немало случаев вскипания жидкостей без преднамеренного нагревания, например, при аварии трубопроводов с жидким теплоносителем или при раскупоривании бутылок с шампанским, пивом… Как воспользоваться электромагнитным полем, чтобы определить, какой объем растворенных газов уже выделился в виде пузырьков?

Математический кружок - Л. Шибасов, "Две задачи Архимеда" [PDF 320K]

В трактате «Математика» древнегреческого ученого Паппа, жившего в III веке, содержатся две задачи, решенные, как предполагают, Архимедом.

Калейдоскоп "Кванта" - А. Леонович, "А так ли хорошо знакома вам взаимосвязь вещества и гравитационного поля?" [PDF 200K]

Этот выпуск «Калейдоскопа» открываеn небольшую серию, касающуюся взаимодействия двух форм материи – вещества и поля. Здесь рассмотрены не только материальные точки, движение которых в поле тяготения обсуждается в школьном курсе физики, а и протяженные тела. Обращение к ним позволяет выявить любопытные особенности «взаимоотношений» вещества и гравитационного поля. Можно ли пользоваться на орбитальной станции Земли обычным медицинским термометром? Изменится ли плотность воздуха в кабине космического корабля в невесомости?

"Квант" для младших школьников - А. Котова, "Арбузная пошлина" [PDF 200K]

Как Ходжа Насреддин учел взятку таможенникам при расчете пошлины

Материалы вступительных экзаменов 1999 года (МГУ им. М.В. Ломоносова) [PDF 335K]


1999

№ 1, 1999 г.

Л. Ашкинази, "Длинная дорога от входа к выходу" [PDF 332 кб]

Серия статей Л. Ашкинази посвящена современной вакуумной электронике, ее физическим основаниям и историческим истокам. Эта статья - органичное продолжение двух предыдущих: «113 лет ошибке Эдисона» («Квант» №5 за 1996 г.) и «Электронный прибой» («Квант» №4 за 1997 г.).

Задачник «Кванта»: Задачи по математике М1666-1675 [Текст]

Публикуемые из номера в номер задачи по математике и физике нестандартны, но для их решения не требуется знаний, выходящей за рамки школьной программы. Задачи М1670-М1672 предлагались на XXXIX Международной математической олимпиаде.

Калейдоскоп «Кванта»: А. Леонович, "А так ли хорошо вам знакомо время?" [PDF 222 кб]

Признаемся, и мы приступали к этой теме с замиранием сердца, настолько она может показаться сложной и бескрайной. Но выход подсказывают сами ученые. Так, Ньютон от абсолютного, данного «свыше» времени отделял понятие «времени относительного, кажущегося и обыденного», под которым подразумевал время, измеряемое приборами. И Фейнман предлагает не мучиться над поисками определений времени, а научиться как следует его измерять.

Школа в «Кванте»: Стасенко А. Физическая оптика и два верблюда. [Текст]

Почему не стоит привинчивать к телескопу микроскоп? А ведь казалось бы, если каждый из этих приборов увеличивает в тысячу раз, то такое устройство могло бы увеличивать в миллион раз...

Практикум абитуриента: А. Овчинников, В. Плис, "Об амплитудах колеблющихся величин" [PDF 311 кб] [Текст]

Гармонические колебания – важнейший вид механического движения. Поэтому полезно обратить внимание на некоторые особые свойства этого движения.

Задачи «Кванта» для младших школьников [Текст]

Конкурс имени А.П. Савина «Математика 6—8» [PDF 238 кб] [Текст]

А. Котова, "Мои лингвистические исследования (из путевых заметок Лемюэля Гулливера)" [PDF 196 кб]

Материалы вступительных экзаменов 1998 года [Текст]

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Письменные задачи по математике и задачи устного экзамена по физике (физический факультет, факультет вычислительной математики и кибернетики и химический факультет).

№ 2, 1999 г.

А. Белов, В. Тихомиров, "Сложность алгоритмов" [Текст]

Скорость решения задачи на компьютере зависит от того, как написана программа. Время работы компьютера зависит от количества «элементарных операций», которые ему предстоит выполнить при реализации алгоритма, сложность которого определяется как необходимое число таких операций. В этой статье обсуждается сложность алгоритмов сложения и умножения чисел.

Материалы вступительных экзаменов 1998 года [PDF 474 кб]

Московский государственный институт электронной техники;
Московский энергетический институт;
Новосибирский государственный университет;
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина;
Санкт-Петербургский государственный университет;
Санкт-Петербургский государственный технический университет;
Физико-математический колледж при «Курчатовском институте»

№ 3, 1999 г.

В. Сендеров, А. Спивак, "Суммы квадратов и целые гауссовы числа" [Текст]

«Зачем складывать простые числа? — недоумевал великий физик Ландау. — Простые числа созданы для того, чтобы их умножать, а не складывать!» А зачем складывать квадраты целых чисел? Почему бы не складывать их кубы или 666-е степени? Из огромного разнообразия задач не все достойны пристального внимания. Задача о сумме квадратов — в высшей степени достойна. К сожалению, это невозможно объяснить, не рассказав ее решение и не углубившись тем самым в детали.

Калейдоскоп «Кванта» : А. Леонович, "А так ли хорошо знаком вам центр масc?" [PDF 285 кб]

Долгое время исследователям не приходилось сталкиваться с обстоятельствами, в которых необходимо отличать «центр тяжести» тела от его «центра масс». Изучение замечательных свойств «центров», которому более двух тысячелетий, оказалось полезным не только для механики. С помощью этих свойств стало возможным доказывать новые математические факты, находить решения некоторых трудных геометрических проблем, а впоследствии – строить плодотворные модели в таких областях знания, как химия, генетика, статистика, металлургия, теория цветного зрения... Вряд ли Архимед мог даже помыслить о том, что понятие центра масс окажется весьма удобным для исследований в ядерной физике или в физике элементарных частиц.

Физический факультатив: А. Черноуцан,"Осторожно: магнитное поле" [PDF 333 кб]

Закон сохранения энергии является, как известно, мощным инструментом решения задач. Он позволяет не выяснять деталей процессов, происходящих при переходе системы из начального состояния в конечное, а непосредственно связывать параметры этих состояний. Закон позволяет также рассчитать работу, которую совершили внешние силы при изменении состояния. Однако неаккуратное применение закона сохранения энергии может привести к неправильным и даже парадоксальным результатам. С такими "парадоксами" можно встретиться при использовании закона сохранения энергии в применении к магнитному полю.

Школа в «Кванте»: Е. Ромишевский, "Эта загадочная магнитная сила" [PDF 294 кб]

В любой точке пространства магнитная сила перпендикулярна вектору скорости заряда. Перпендикулярна она также и определенному выбранному в пространстве направлению. Величина же магнитной силы (ее модуль) пропорциональна той составляющей скорости заряда, которая перпендикулярна этому выделенному направлению. Эти свойства магнитной силы можно описать, пользуясь понятием магнитного поля.

Информация [PDF 244 кб]

Условия приема и вступительные задания: Малый механико-математический факультет (МММФ) при МГУ; Заочная физическая школа при физическом факультете МГУ; Заочная инженерная физико-математическая школа (ЗИФМШ)

№ 4, 1999 г.

А. Стасенко, "Струна рояля и солнечный свет" [PDF 327 кб]

Очень маленькая печка или пылинка, нагретые до некоторой температуры, в условиях термодинамического равновесия должны излучать набор длин волн, ограниченный условием: cамая большая длина волны будет порядка размеров пылинки. Следовательно, если бы удалось нагреть пылинки до температуры поверхности Солнца, они казались бы (в видимой области) тем
более синими, чем меньше их размер. Эти соображения учитываются во многих областях науки и практики, например – при исследовании энергетического баланса звездных и планетных атмосфер, металлургических топок, ракетных струй и т.п.

Физический факультатив: Г. Меледин, "Сверхзвук на кончике бича" [PDF 278 кб]

Ассоциации, связанные со словами «бич», «кнут», «плеть», не из приятных. Но нас будет интересовать лишь то, каким образом сравнительно небольшими усилиями можно добиться очень высоких скоростей, пусть на небольшом участке кнута, приводящих к характерному звуку.

Практикум абитуриента: А. Черноуцан, "Задачи с проводящими сферами" [PDF 308 кб]

Задачи на электростатику, в которых присутствуют одна или несколько проводящих сфер, традиционно оказываются трудными для многих абитуриентов. В особенности это относится к задачам на «перезарядку», где требуется выяснить, какие изменения произошли в системе при соединении отдельных проводников между собой. Большие трудности вызывают задачи на энергию системы проводников. Непреодолимым препятствием может показаться присутствие в задаче внешних зарядов (например, точечных), нарушающих сферическую симметрию.

«Квант» для младших школьников:
      Задачи [Текст]
      В. Петров, "Коварные проценты" [Текст]

№ 5, 1999 г.

А. Левин, "Что такое комбинаторика" [PDF 386 кб]

Комбинаторика – это раздел математики, связанный с методами подсчета числа объектов определенной природы. По смыслу задачи обычно очевидно, что существует лишь конечное число интересующих нас объектов; все дело в том, чтобы найти это число.

И. Яминский, "Закон Ома для разомкнутой цепи... и туннельный микроскоп" [PDF 484 кб]

Туннельный эффект — это прохождение через потенциальный барьер микрочастицы, энергия которой меньше, чем высота барьера. Основанный на этом эффекте микроскоп различает отдельные атомы.

М. Могилевский, "Леонардо да Винчи... и принцип невозможности вечного двигателя" [PDF 550 кб]

Было бы удивительно, если бы Леонардо да Винчи (1452—1519) оказался в стороне от такой важнейшей проблемы, как создание вечного двигателя. И он, неизменно добивавшийся успешного понимания практически любых явлений, за которые брался, действительно неоднократно обращался к ней. Сохранившиеся трактаты и записные книжки Леонардо позволяют увидеть последовательное нарастание уровня его проникновения в эту сложнейшую проблему.

Калейдоскоп «Кванта»: А. Леонович, "А так ли хорошо знакома вам энергия связи" [PDF 324 кб]

В явном виде энергия связи появляется в самом конце школьного курса физики – когда разговор заходит о силах, связывающих ядерные частицы. Однако попробуем взглянуть на дело шире и будем понимать энергию связи как работу, необходимую для «растаскивания» притягивающих друг друга тел на расстояние, где они перестают взаимодействовать. Вот тогда выяснится, что в огромном числе случаев нам просто без нее не обойтись.

Школа в «Кванте» - Физика:

Стасенко А.;
  • Как подпрыгнуть выше крыши (9кл.) [PDF 311 кб]

  • Что значит подпрыгнуть? Это сложнейший процесс, сопровождающийся приседанием, распрямлением, отталкиванием носками… и в конце концов приземлением – по возможности «мягким». О прыгании написаны, вероятно, сотни или даже тысячи диссертаций учеными медицинских и физкультурных наук. А сколько рекордов! У нас более скромная цель: всего лишь подпрыгнуть выше крыши; поэтому нужна простая физическая модель.
  • Паровой скалолаз, или Термодинамика для альпиниста (10 кл.) [PDF 298 кб]

  • Не слыхали о таком устройстве? Из книги Дж.Тиндаля «Теплота, рассматриваемая как род движения»: «Хоры Бристольского собора были покрыты свинцовыми листами. <...> Свинец был положен в 1851 году, и два года спустя он всей массой подвинулся вниз на 18 дюймов. <...> Крыша была некрутая, и свинец мог бы оставаться на ней, не скользя вниз из-за действия тяжести».
  • Зачем закрывать отверстие, или Открытие линзы (11 кл.). [PDF 360 кб]

  • Этот вопрос связан с пониманием роли интерференции, суть которой заключается во заимодействии двух волн, пришедших в точку наблюдения.

Математический кружок: А. Баабабов, "«Пентиум» хорошо, а ум лучше" [PDF 385 кб]

В математике есть ряд областей, постоянно или часто нуждающихся в трудоемких вычислениях: теория чисел, функциональный анализ, теория вероятностей. Здесь компьютеры успешно применяют с пятидесятых годов. Но математика всегда стремится к тому, чтобы заменить переборы и вычисления логическими рассуждениями, сводя к минимуму необходимость чисто технической работы. Итак, хотя в умелых руках компьютер и может дать обильную пищу для размышлений, машина все же в состоянии полностью заменить живого математика. И хотя математическая логика много делает для формализации доказательств, а системы искусственного интеллекта становятся все мощнее, в мире (пока?) есть место не только для роботов, но и для людей.

Практикум абитуриента: В. Можаев, "Задачи по атомной и ядерной физике" [PDF 312 кб]

Конкурс имени А.П. Савина «Математика 6—8» [PDF 262 кб]

№ 6, 1999 г.

А. Левин, "Что такое комбинаторика" (окончание) [PDF 556 кб]

Ю. Носов, "От транзистора – к искусственному разуму?" [PDF 398 кб]

Биллу Гейтсу во сне явился дьявол под личиной нищего и выпросил мельчайшую частичку того, что лежало в основе его богатства. Проснувшись наутро, миллиардер обнаружил, что его гигантская фирма перестала существовать. Дьявол унес транзистор...

Физический факультатив: А. Черноуцан, "Давление поля" [PDF 366 кб]

Речь идет не о давлении света, а о свойствах статических полей. Читая, например, о создании сверхсильного магнитного поля, можно узнать, что одну из основных проблем представляет давление этого поля на стенки соленоида. Это тесно связано с созданием управляемого термоядерного синтеза, где необходимо удержать раскаленную плазму сильным магнитным полем («магнитной ловушкой»). Однако начнем мы не с магнитного поля, а с более понятного школьнику - поля электростатического.

Математический кружок: Б. Френкин, "Странные игроки" [PDF 673 кб]

Спортивные турниры служат источником множества логических задач. Даже при простой схеме проведения легко возникают необычные ситуации.

Практикум абитуриента: А.Чешев, "Геометрическая оптика" [PDF 305 кб]

При описании многих явлений, связанных с распространением световых волн, удобно пользоваться простыми геометрическими представлениями световых волн в виде узкого пучка (луча), направление которого определяет направление распространения волны.

Конкурс имени А.П. Савина «Математика 6—8» [PDF 291 кб]

VIII Международная олимпиада «Интеллектуальный марафон» [PDF 281 кб]

VI Всероссийская олимпиада школьников по астрономии и космической физике [PDF 479 кб]

Очередной прием в заочные школы и в интернаты [PDF 511 кб]

Открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа" РАО при МГУ
Заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) Министерства образования РФ при Московском физико-техническом институте (МФТИ)
Школы-интернаты при университетах - МГУ (школа им. академика А.Н.Колмогорова), НГУ, УрГУ и СПГУ (Академическая гимназия).

Материалы вступительных экзаменов 1999 года [PDF 313 кб]

Московский физико-технический институт,
Московский государственный институт электроники и математики (технический университет),
Московский педагогический государственный университет


1998

Избранные задачи [Текст]

№ 1, 1998 г.

В.И. Арнольд, "Статистика первых цифр степеней двойки и передел мира" [Текст]

Первая цифра числа 2n бывает единицей примерно в 6 раз чаще, чем девяткой. Так же распредеделены первые цифры населений и площадей стран мира. Предлагаемое ниже объяснение этого факта приводит к большому количеству математических гипотез, часть из которых доказана, а часть лишь подтверждена компьютерными экспериментами и ожидает строгого доказательства.

№ 3, 1998 г.

Практикум абитуриента: А. Шеронов, "Фазовые переходы в задачах по физике" [PDF 215 кб]

Интерес к фазовым превращениям вещества понятен. Достаточно вспомнить, что превращение воды в лед или пар и обратно обеспечивает существование всего живого на Земле. Вся химическая и металлургическая промышленность, работа систем жизнеобеспечения человека тесно связаны с плавлением, кристаллизацией, парообразованием и конденсацией различных веществ. Эти превращения встречаются и в задачах по физике, причем нескольких типов.

Школа в "Кванте - Физика: [PDF 417 кб]

П. Хаджи, А. Михайленко, "Маятник с несколькими грузиками" (9 кл.) Логическим и простейшим обобщением традиционного математического маятника является маятник с двумя или более грузиками. Такой маятник можно назвать частным случаем физического маятника.

А. Стасенко, "Еще один вечный двигатель?" (10 кл.) Первые проекты механического вечного двигателя относятся к 13 веку (Виллар де Оннекур, 1245, Пьер де Марикур, 1269, Франция)... С 1775 года Парижская Академия наук отказалась рассматривать проекты вечного двигателя.

М. Лившиц, "Закон электромагнитной индукции или «правило потока»?" (11 кл.) В физике возможны (хотя и редко) ситуации, когда одна и та же формула допускает различное содержание, т.е. описывает разные по сути физические законы. Рассмотрим один такой случай, связанный со знаменитым законом электромагнитной индукции, открытым Фарадеем...

И. Григорьева, "Разумно или логично?" [PDF 283 кб]

№ 4, 1998 г.

М. Каганов, "Просто физика" [PDF 349 кб]

Известный физик-теоретик размышляет о том, какая глубокая и красивая физика скрыта за обычными, на первый взгляд, явлениями окружающего мира. На этот раз толчком к цепочке рассуждений послужили... сообщения синоптика. А еще - сообщение об аварии на Хаббле.

Физический факультатив: А. Черноуцан, "Куда проскользнет палочка?" [PDF 316 кб]

Оказывается, падающая из вертикального положения палочка может проскользнуть как против, так и в сторону падения. Всё зависит от коэффициента трения, граничное значение равно 0,37.

Калейдоскоп «Кванта»: А. Леонович, "Оптические построения" [261 кб] (PDF)

Тема этого «Калейдоскопа» свела воедино и автора законов движения планет, и математика, знаменитого своими теоремами, и создателя классической механики, и ученого, проведшего труднейшие эксперименты по определению скорости света в разных средах, и многих других известных ученых. При всем различии научных интересов, их волновал вопрос: можно ли (и как) верно отобразить движение неуловимых световых лучей?

№ 5, 1998 г.

А. Бирюков, "Тамэси-вари" [PDF 276 кб]

Здесь с точки зрения физики разбирается техника ударов в каратэ.

Физический факультатив: А. Черноуцан, "Как зависит U от p?" [PDF 316 кб]

Методом циклов вычисляется изменение внутренней энергии жидкости при ее изотермическом сжатии. Оказывается, оно гораздо больше, чем работа по сжатию жидкости.

Практикум абитуриента: Ю. Чешев, "Оптические системы и приборы" [PDF 295 кб]

Решение задач, в которых обсуждаются различные оптические инструменты, основано на умении построения хода лучей от предметов до их изображений.

Школа в "Кванте - Физика: Три заметки А. Стасенко [PDF 440 кб]

"Не стреляйте в белых лебедей" (9 кл.),
"Хаос молекул и звезд" (10 кл.) и
"Зачем быть конденсатору в магнитном поле?" (11 кл.).

№ 6, 1998 г.

М. Каганов, "Законы сохранения помогают понять физические явления" [PDF 397 кб]

Известный физик-теоретик, постоянный автор "Кванта" М. Каганов посвятил статью 90-летию Л.Д. Ландау. Начиная с простой задачи о столкновении шариков, автор, сохраняя язык качественных физических оценок, рассказывает о таких интересных явлениях, как эффект Комптона, излучение Черенкова, затухание звука в металлах и полупроводниках, о таких замечательных результатах Ландау, как описание механизма затухания электромагнитных волн в плазме (затухание Ландау), как знаменитый критерий сверхтекучести гелия II...

И. Акулич, "Ум хорошо, а пять - лучше" [PDF 329 кб]

Компьютер может многое, и, видимо, зря некоторые математики относятся к нему с некоторым пренебрежением. В этой статье вниманию читателя предлагаются три задачи, которые не то что решить, но даже толком сформулировать без компьютера было бы вряд ли возможно.

Конкурс имени А.П. Савина / Математический кружок [PDF 254 кб]

Математический кружок: М. Панов, А. Спивак, "Вписанные многоугольники" [PDF 352 кб]

Мы расскажем об одной задаче из «Задачника «Кванта» – объясним, откуда она возникла, покажем ее разнообразные связи с другими задачами. Поскольку «связи» даже более красивы и интересны, чем сама задача, кому-то покажется, что она – только повод для разговора. Наверное, так оно и есть. Если есть ради чего стараться, то не грех и перестараться.

Практикум абитуриента: А. Овчинников, В. Плис, "Аналогии в задачах по физике" [PDF 270 кб]

Довольно часто при решении задачи обнаруживается, что она аналогична какой-то другой, уже решенной, причем степени близости задач могут быть весьма разнообразными. Заметив аналогию новой и старой задач, мы получаем дополнительный шанс на успех в поисках решения новой. В качестве примеров рассмотрены несколько конкретных задач.

Материалы вступительных экзаменов 1998 года [PDF 327 кб]

Московский Физико-технический институт,
Московский государственный институт электроники и математики,
Московский государственный педагогический университет,

Олимпиады - задачи и задания [PDF 352 кб]

V Российская олимпиада школьников по астрономии и космической физике,
Избранные задачи Санкт-Петербургской математической олимпиады

Информация [PDF часть 1 - 360 кб / часть 2 - 398 кб]

Условия приема и вступительные задания в ОЛ ВЗМШ (открытый лицей "Всероссийская заочная многопредметная школа" Российской академии образования), в Заочную физико-техническую школу при МФТИ, а также в школы-интернаты при университетах (СУНЦ при МГУ, НГУ, УрГУ и Академическую гимназию при СПГУ.

Приложения

Н.Б. Васильев, "Кривые дракона" [PDF 577 кб] [Анимация!]

Н.Б. Васильев, "Метрические пространства" [PDF 482 кб]